RxjIKy0EZJ.jpg

Михаил Козаков

Дата смерти: 22 апреля 2011 г.

Дата рождения: 14 октября 1934 г.

Знак Зодиака: Весы

Имя: Михаил Козаков

Место рождения: г. Ленинград

Деятельность: артист театра и кино, режиссер


Биогра-фия Михаила Козакова-


Детство- Михаила Козакова-

Михаил Михайлович Козаков родился в семье лите-ра-турных ра-ботников. Оте-ц будущего артиста- – Михаил Эмману-илович Козаков – был известным писате-лем. Мать ра-бота-ла редактором в издате-льстве. Семья была загружена- ра-ботой, сво-бодное- время пра-ктически не появлялось, но те-м не менее родите-ли ста-ра-лись как во-зможно больше внимания уделять во-спита-нию Михаила. Воспитыва-лся Михаил общением. Разгово-ры родите-лей с их друзьями велись обычно при Михаиле, дава-я ему предста-вление о серьезных понятиях – порядочности, долге, жи-зненных принципах. Если ра-згово-р перете-кал во- «взрослое-» или политическое- русло, то мать гово-рила по-фра-нцузски: «Не при детях», и друг семьи писате-ль Ана-толий Мариенгоф гово-рил Козакову-младшему: «Мишка, сыпь отсюда».

Михаил Козаков

Михаил Козаков в молодости

Еще родите-ли любили ра-згова-рива-ть и спорить с сыном об искусстве, лите-ра-туре, глубинных смыслах и на-зна-чении произведений искусства-. Козаков весьма любил книги, чита-л запое-м, часто задава-л отцу во-просы, на- что Козаков-ста-рший мог ответить: «Тебе ра-но чита-ть. Поте-рпи, потом поймешь больше», но книгу не забира-л.

Начало карьеры. Первый бра-к

Окончив среднюю школу в , Козаков поступил в Школу-студию при МХАТ. Дебют в кинематогра-фе со-стоялся на- последнем курсе школы-студии. Политическая дра-ма режи-ссера- Михаила Рома «Убийство- на- улице Данте-» ста-ла дебютом не только для Козакова-, сыгра-вшего в картине роль Шарля Тибо, но и для та-ких акте-ров, как Иннокентий Смоктуновский и . Дебют оказался успешным, Козаков на-чал на-бира-ть популярность. После окончания школы-студии при МХАТ Михаил женился на- сво-ей бывшей однокласснице Грете- Таар, эстонке по на-циона-льности.

Позднее у них родятся дво-е дете-й – дочь Екате-рина- и сын Кирилл. Окончив вуз, Козаков на-чал тво-рческую карьеру в те-атре им. Маяковского. В первый же год ра-боты в те-атре Маяковского, в во-зра-сте- 22 лет, Козаков игра-ет Гамлета-. Эта- роль произвела на- молодого акте-ра- огромное- впечатление, на-долго сформирова-в его акте-рское- амплуа. В те-атре Маяковского Козаков прора-бота-л 3 года, в 1959 году перейдя в «Современник», где провел на- сцене более десяти лет. Михаил Козаков чита-ет стихи Иосифа Бродского Из кинора-бот Козакова- того времени ну-жно отметить фильм Григория Рошаля «Восемна-дцатый год» из кинотрилогии по роману- «Хождение по мукам» Алексея Толстого, мелодра-ма «Трудное- счастье» (режи-ссер – Александр Столпер) и др. Одна-ко на-стоящая популярность к Михаилу пришла чуть-чуть позже.

Михаил Казаков в шестидесятые годы

1961 год озна-менова-лся появлением на- со-ветских экра-на-х фанта-стического фильма «Человек-амфибия». Михаилу Козакову доста-лась в картине роль главного отрицате-льного персо-на-жа – Зуриты. Режи-ссеры Генна-дий Казанский и Владимир Чебота-рев усиленно изменили сюжет Александра- Беляева-, превра-тив фанта-стический приключенческий роман в романтическую мелодра-му. Фильм был принят со-ветской публикой с небыва-лым во-сторгом, а акте-ры, снявшиеся в картине, ста-ли чрезвычайно популярными.

После феерического успеха «Человека-амфибии» в следующие немножечко лет Козаков пра-ктически не снимался. Исключение со-ста-вили яркие роли в дра-ме Н. Тра-хте-нберга «Выстрел» по повести А. С. Пушкина- и в трогате-льной, душевной картине Виктора- Соколова- «День со-лнца и дождя». В этом фильме Козаков игра-л самого себя, Михаила Козакова-, который снимается в кинооперетте- «На ра-ссвете-» в комической роли Мишки-Япончика. Роль в роли удалась Козакову, ста-в одной из малоизвестных, но примечате-льных его кинора-бот.

Михаил Козаков

Михаил Козаков в молодости

Лична-я жи-знь Михаила Козакова-

В конце 1960-х годов Козаков ра-зво-дится с Гретой Таар и вскоре женится во- второй ра-з – на- малозна-комой ему те-мпера-ментной грузинке с древним греческим именем Медея. Бра-к оказался весьма скандальным и коротким, впоследствии года ссо-р, постоянных скандалов и упреков Михаил вышвырива-ет Медею на- улицу, впоследствии чего они ра-зво-дятся. Не спасают бра-к ни венчание во- время сва-дьбы в грузинской церкви, ни рождение дочери Мана-ны. Единственное- приятное- во-спомина-ние у Козакова- о том периоде – грузинская кухня, к которой Медея привила любовь Козакова- на- всю жи-знь.

После ра-зво-да с Медеей Козаков пристра-стился к спиртному. В на-чале семидесятых Михаил женится в третий ра-з – на- перево-дчице Регине. Регина- весьма сильно любила Козакова-, пыта-лась со-здать ему все условия для реабилита-ции впоследствии второго ра-зво-да, отучала его от спиртного. С ней Козаков прожи-л 18 лет, дете-й у них не было. Регина- прощала Михаилу все, даже роман с Ана-ста-сией Вертинской, который чуть было не ра-зрушил их со-юз.

«Безымянна-я звезда»

В 1971 году Михаил Козаков уходит из «Современника», около года ра-бота-ет во- МХАТе, а в 1972 году ста-новится акте-ром Театра- на- Малой Бронной. На семидесятые годы приходятся самые зна-чите-льные и популярные сво-и кинороли в фильмах «Вся королевская ра-ть», «Лев Гурыч Синичкин», «Соломенна-я шляпка», «Здра-вствуйте-, я ва-ша те-тя!» и других фильмах. К середине семидесятых годов Козаков решает попробова-ть себя в качестве кинорежи-ссера-. Телеспекта-кль по произведению О. Голдсмита- «Ночь ошибок» вышел на- экра-ны в 1975 году, а тра-гикомедия «Безымянна-я звезда» — в 1978. Работу на-д «Безымянной звездой» Михаил на-чал еще в 1970 году, и как ра-з она- должна- была ста-ть режи-ссерским дебютом Козакова-, впрочем смена- руково-дства- те-левидения помешала осуществлению задуманного.

Реализацию пришлось отложи-ть, несмотря на- то, что уже на-чались репетиции. К этому те-леспекта-клю Михаилу удалось верну-ться только через семь лет, утвердив съемки те-леспекта-кля на- Свердловской киностудии. К тому времени Олег Даль, ра-ссматрива-вшийся на- главну-ю роль в картине, на-чал пережи-ва-ть тяжелые времена- и пра-ктически ушел из кинематогра-фа. После отказа Даля от роли Козаков оста-новил сво-й выбор на- Игоре Костолевском. Тво-рческий дуэт Костолевского и Ана-ста-сии Вертинской оказался невероятно успешным. «Безымянна-я звезда» в копилке Козакова- не только как режи-ссерская ра-бота- – Михаил сыгра-л в картине небольшую, но колоритну-ю роль Грига.

Михаил Козаков

Михаил Козаков был любимцем женщин

Михаил Козаков в фильме «Покровские во-рота-»

В те-атре на- Малой Бронной в на-чале семидесятых Козаков решил попробова-ть себя как те-атра-льный режи-ссер. Перво-й поста-новкой Михаила ста-ла пьеса Леонида Зорина- «Покровские во-рота-». Это автобиогра-фическое- произведение известного дра-матурга, посвященное- Москве пятидесятых годов, молодости, в которую та-к хоте-л верну-ться акте-р, запало в душу Козакову и вылилось в бесподобну-ю те-атра-льну-ю поста-новку. «Покровские во-рота-» входили в репертуар те-атра- на- Малой Бронной больше семи лет. Зрите-льский успех спекта-кля был поистине огромным, и в на-чале во-сьмидесятых Козаков принимает решение экра-низирова-ть его.

Принеся сцена-рий Борису Хейсину-, тогдашнему руково-дите-лю «Экра-на-», Козаков столкну-лся с трудностями. Фильм пропускать не хоте-ли, Хейсин ра-з за ра-зом гово-рил режи-ссеру: «Дава-йте- повременим. Там есть подво-дные те-чения». Не помогли даже недавние заслуги Михаила Михайловича – Госпремия СССР и две премии КГБ за роль Дзержи-нского, сыгра-нну-ю в трех ра-зличных фильмах на-чала во-сьмидесятых.

В итоге «продавить» «Покровские во-рота-» на- съемочну-ю площадку помогла актриса МХАТа, хорошая подруга Козакова- Софья Пилявская, лично зна-вшая Лапина-. Разрешение удалось получить. Киноверсия «Покровских во-рот» во-шла в число лучших фильмов со-ветского кино: искрометна-я, веселая с легкими носта-льгическими нотками картина- сра-зу же полюбилась со-ветскому зрите-лю.

Михаил Козаков

Фильм «Покровские во-рота-» сделал Михаила Козакова- зна-менитым

Сейчас картины, пользующиеся та-ким успехом, принято на-зыва-ть культовыми. Акте-ра-м участие в этом фильме принесло всесо-юзну-ю популярность, многие из них на- долгие годы были «переименова-ны» зрите-лями по имена-м их персо-на-жей – Равиковича на-зыва-ли не ина-че как Хоботовым, а Ульянову – Маргаритой Павловной.

После «Покровских во-рот»

Михаил Козаков со-вмещал режи-ссерскую деяте-льность с акте-рской: зрите-лям запомнились его роли фармацевта- Иллария Данилевского и бандита- Вахра-меева- в приключенческой ленте- «Шестой», Бирона- в исторической эпопее «Демидовы», Эра-ста- Цыкады в лирической комедии «Герой ее романа-» и многие другие.

Режи-ссерская карьера- на- «Покровских во-рота-х» не закончилась – следующие его ра-боты (детская комедия «Если верить Лопотухину-», экра-низация спекта-кля по произведению Лермонтова- «Маскара-д» и другие) оказались пра-ктически столь же популярными у зрите-ля, как и «Покровские во-рота-».

Самой усиленной режи-ссерской ра-ботой Козакова- счита-ется фильм-тра-гифарс «Визит дамы» по мотива-м пьесы Дюрренматта- «Визит ста-рой дамы». В главных ролях в картине сыгра-ли Екате-рина- Васильева- с Валентином Гафтом. Эта- лента- по пра-ву входит в Золотой фонд со-ветского кинематогра-фа.

Последний бра-к Михаила Козакова-

В конце во-сьмидесятых годов Регина- уезжает в США ра-бота-ть с и обра-тно в Полезный со-ветский Союз уже не во-звра-щается, через 3 месяца впоследствии отъезда подав на- ра-зво-д. Козаков впадает в очередну-ю депрессию, и снова- нова-я пассия выво-дит его из этого со-стояния. На этот ра-з роль спасите-льницы взяла на- себя Анна- Ямпольская. С ней Козаков позна-комился во- время одной из вечеринок. Девушка приехала в столицу из Кишинева-, ра-бота-ть на- те-левидении. В обаяте-льного Козакова- Анна-, котора-я была на- 25 лет моложе его, влюбилась с перво-го взгляда. Чувство- было взаимным. Вскоре Козаков женился в четвертый ра-з – в 1989 году. В том же году Анна- родила Михаилу сына-, которого та-кже на-зва-ли Михаилом, а в 1996 году, уже впоследствии того, как супруги переехали в Изра-иль, родилась дочь Зоя

Михаил Козаков

Михаил Козаков со- сво-ей четвертой женой

Эмигра-ция Михаила Казакова- в Изра-иль

В Изра-иль вместе- с женой и сыном Козаков уехал в 1992 году. В те-чение нескольких лет он игра-л на- сцене камерного те-атра- в Тель-Авиве, впоследствии чего организова-л эмигра-нтскую труппу. С труппой Козаков поста-вил четыре спекта-кля, зате-м, в 1996 году, верну-вшись в Россию и во-зглавил антрепризу, на-зва-нну-ю незамыслова-то — «Русская антреприза Михаила Козакова-».

Киноролей в то время у Козакова- пра-ктически не было. Пожалуй, самой яркой ра-ботой девяностых во-зможно на-зва-ть роль в фильме Алексея Учите-ля В кино в эти годы Михаил Козаков снимался редко. Самая яркая ра-бота- те-х лет – роль Акима Волынского в фильме Алексея Учите-ля «Мания Жизели». Фильм, в котором режи-ссером был со-бра-н поистине звездный со-ста-в – Галина- Тюнина-, Андрей Смирнов, Алексей Герман, Р – ра-ссказыва-ет о жи-зни те-атра-льной богемы времен величайшей русской балерины Ольги Спесивцево-й.

Последние годы Михаила Козакова-

В двухтысячных годах Козаков продолжал сниматься в картина-х, снимать со-бственные фильмы. В 2004 году на- экра-ны вышел еще 1 фильм по пьесе Леонида Зорина- «Медна-я бабушка», оста-вшийся пра-ктически незамеченным зрите-лями. На следующий год Михаилом была снята- 6-серийна-я мелодра-ма «Очарова-ние зла», повествующая о жи-зни русских эмигра-нтов во- Фра-нции 30-х годов XX века. Памяти Михаила Козакова-. В 2010 году впоследствии продолжи-те-льной болезни Козакову был поста-влен стра-шный диагноз – ра-к легких. Несмотря на- это, Михаил Михайлович буква-льно до последнего дня оста-ва-лся на- ногах и снимался в фильмах «Зоя» Вита-лия Павлова-, «Борис Годунов» Владимира- Мирзое-ва-, «Любовь-морковь-3». Озвучить последнюю роль Козаков не успел – пришлось делать его сыну- Кириллу.

22 апреля 2011 года недалеко от Тель-Авива- в одной из клиник Михаил Михайлович Козаков скончался.